- 2016-08-29
- 1 комментария
Юрий Юдаков, директор департамента по работе с корпоративными клиентами ILM
Буквально за два с половиной года рынок качественных офисных помещений в стиле лофт в Москве за счет реконструкции крупных объектов и возведения новых проектов существенно вырос и составил 172 500 кв. м. В 2014 г. было введено 67 800 кв. м офисных площадей, а в 2015-м - 75 800 кв. м. Объем офисных площадей, ожидаемых к вводу до конца 2016 г., планируется на уровне 28 900 кв. м.
В настоящий момент в общем объеме рынка качественных офисных помещений в Москве доля лофтов составляет 5% в 53 объектах общей площадью 970 000 кв. м. Из них вакантно 15%.
Помимо классических лофтов на офисном рынке также присутствуют и появляются новые объекты, которые лишь частично попадают под категорию последних. Возникает резонный вопрос: как определить границы между псевдо- и настоящим лофтом?
Стоит сказать, что на законодательном уровне понятие «лофт» не закреплено. Критерии определения лофта, как и характеристики объектов, условно делящие их на классы А, В и С, – это некий сложившийся консенсус мнений основных игроков рынка.
Классический лофт – это бывшее производственное помещение, здание фабрики или мануфактуры с его сохранившимся архитектурным стилем и, самое главное, историей. Высота потолков, как правило, составляет 5-7 метров, пространство не разделено перегородками, помещение имеет большие открывающиеся окна и широкий шаг колонн.
В связи с тем что на офисном рынке наблюдается падение спроса, многие девелоперы перепрофилируют лофты в жилье и продают их как апартаменты.
Несмотря на общее снижение спроса на офисы, офисные лофты остаются востребованными среди арендаторов.
Исторически основными арендаторами лофтов являлись медийные компании, рекламные агентства, архитектурные бюро, образовательные центры.
В настоящий момент на рынке Москвы доля арендаторов офисных лофтов из медиа и IT сферы составляет 26%, сферы услуг – 23%. 18% приходится на торговые компании, 11% - на производственные. Арендные ставки на лофты класса А могут достигать 50 000 руб. за кв. м в год.
Помимо местоположения и удаленности от метро на стоимость лофта также влияет атмосфера и организованность сообщества. Наличие на первых этажах лофтов кафе и кофеен, а также высокая степень «озеленения проектов» придает лофтам необходимую оживленность и движение. Креативность выходит за рамки офисных стен, даже если это стены оригинального лофта.
Читать статью целиком
Опубликовано www.cre.ru