Ценник на московские склады может незапланированно вырасти

Экспертное мнение
Ценник на московские склады может незапланированно вырасти
  • 2021-03-09
  • 1 комментария

Источник: Logirus

Арендные ставки на складские площади в Московском регионе растут синхронно с общим уровнем цен и могут дополнительно вырасти на фоне растущего спроса на распределительные центры и склады для онлайн-ретейлеров, рассказал управляющий партнер компании ILM Андрей Лукашев.

Также, по его словам, толкать цены вверх может замедление инвестиций в новое строительство и смещение акцента инвесторов на спекулятивные объекты. При этом в Москве постоянно растет спрос на склады «последней мили», а формируют его преимущественно торговые компании, крупные ретейлеры, сетевые интернет-магазины и логистические предприятия.

– Лидерство онлайн-ретейла со специфическими требованиями к поглощаемым площадям дает основания полагать, что в 2021 году девелоперы последуют за спросом и в структуре предложения станут играть более важную роль объекты, построенные под заказчика, – спрогнозировал эксперт.

В то же время спрос становится более требовательным к оснащению склада, добавил господин Лукашев. Даже относительно небольшие игроки e-commerce заинтересованы в полноценных распределительных фулфилмент-центрах, способных обеспечить все шаги бизнес-процесса от оформления заказа до выдачи или отгрузки.

На сегодняшний день высокий спрос фиксируется на склады в черте Москвы, отметил другой эксперт. Согласно его оценке, на эти площади более высокая ставка, по сравнению со складами класса А, которые находятся за 15-30 километров за МКАДом. Одновременно существует дефицит таких площадей, отсутствие предложения на рынке.

– Высокий спрос связан с тем, что в столице практически не строятся новые склады, при этом каждый год их количество уменьшается. Промзоны выводятся, на их месте строят жилье, офисные и торговые центры. Соответственно при небольшом строительстве новых складов общее количество внутри МКАДа сокращается, – пояснил он. Сегодня спрос на такие помещения возрос дополнительно. Это обусловлено ростом электронной коммерции, появлением интернет-магазинов, работающих внутри МКАД, расширением работы логистических компаний, обслуживающих этот трафик, и появлением складов «последней мили». Так, помимо существующего дефицита на площади, появился дополнительный новый спрос.

Более высокие ставки, в сравнении со складами Московской области, обусловлены несколькими факторами. Во-первых, стоимость земли в черте столицы примерно в 5 раз выше, чем в области. Во-вторых, в городе строительство идет дольше в 2-3 раза – это в первую очередь связано с временем, которое потребуется на согласование. В-третьих, сами строительные работы в Москве дороже. А низкая вакансия складов в столице связана с тем, что компании, арендовав склад, стараются не переезжать, поскольку новое место найти трудно. По этой причине высвобождаются такие помещения редко, рассказал эксперт.

По его словам, сложнее всего в черте МКАД искать небольшие складские помещения площадью 200-500 квадратных метров. На рынке сегодня нет системных игроков, предлагающих склады мелкой нарезки. Дефицит и низкая вакансия наблюдается и в отношении объектов в 500-700 «квадратов». Еще одной категорией запросов в городе являются складские площади в 1,5-3 тысячи «квадратов». Именно они сейчас пользуются большим спросом со стороны крупных компаний, говорит он.

– Однако самые большие сложности вызывают запросы на помещения площадью 10-20 тысяч квадратных метров. Как правило, с такими задачами компании вынуждены уходить за МКАД. Я предвижу, что такие склады будут размещаться в 5-10 километровой зоне от автодороги, – резюмировал эксперт.

Вместе с тем в остальных регионах, особенно городах-миллионниках, тоже существуют проблемы с предложением складских площадей. В определенных фиксируется явный дефицит, подчеркнул эксперт по уровням развития логистики. Это побуждает игроков регионального e-commerce открывать склады в Москве, тем самым увеличивая свою затратную базу и нагрузку на трассы из столицы.

– При этом рост спроса сопровождается потерей удельной эффективности использования складских площадей. Наблюдал ситуации, когда, вместо поиска и увеличения локальной эффективности использования уже существующих площадей, компания переезжает на новый склад, – отметил эксперт.



Источник: Логирус

Поделиться: