
Инвесторы покидают московские офисы
Рост стоимости строительства, заемных средств, увеличение налогового бремени и эксплуатационных расходов делают офисы все менее интересными для инвесторов. По итогам 2018 года их ввод в Москве сократился до рекордно низкого уровня, в то время как активность арендаторов, напротив, возросла. В таких условиях вакантность помещений снизилась, ставки их найма выросли, а размер предоставляемых дисконтов упал втрое. Эти тренды в текущем году лишь укрепятся, уверены консультанты.
Общий объем ввода качественных офисных площадей в Москве по итогам прошлого года составил 125 тыс. кв. м — это почти в 3,3 раза ниже аналогичного значения 2017 года (408 тыс. кв. м) и одновременно самый низкий показатель с 2009 года.
Резкое падение офисного строительства объясняется комплексом причин: «Стоимость строительства, земли, банковских кредитов, налоги, кадастровая оценка выросли, а расходы на эксплуатацию бизнес-центров увеличились почти в два раза с 2014 года». При этом, застройщики не уверены, что платежеспособный спрос будет расти.
По оценке партнера ILM Андрея Лукашева, в некоторых проектах себестоимость строительства выросла в 1,5 раза. «Еще одна составляющая снижения офисной застройки — дефицит подходящих площадок»,— добавляет он, уточняя, что в радиусе километра вокруг действующих станций метро все застроено жильем, а новые станции оказываются невостребованными локациями для офисов. «Профессиональные девелоперы бизнес-центров — Capital Group, Forum Properties — больше не строят такие объекты, переориентировавшись на жилье или инвестиции в Европу»,— рассказывает господин Лукашев. Он уверен, что рынок офисов уже не вернется к серьезным объемам строительства: «Объем ввода свободных площадей будет около 200 тыс. кв. м в год плюс built to suit (строительство под конкретного заказчика.— “Ъ” )».
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3859499
Подробнее 22.01.2019
Группа Societe Generale снимет офисы для своих банков в «Москва-Сити»
Российское подразделение группы Societe Generale ведет переговоры об аренде офисов в комплексе «Око» в «Москва-Сити» для своих банков. Ежегодно аренда площадей здесь будет обходиться в 400–500 млн руб.
«Переговоры в финальной стадии, подписан договор о намерениях. Группа уже проводит тендеры среди дизайнеров и подрядчиков на ремонтные работы в офисе», — говорит один из собеседников РБК, добавляя, что компания планирует подписать долгосрочный договор аренды на срок до десяти лет.
Управляющий партнер консалтинговой ILM Андрей Лукашев отмечает, что контракт на такой срок в здании обойдется примерно в 5 млрд руб. с учетом НДС и эксплуатационных платежей. Это дешевле, чем офисы такой же площади в башнях «Москва-Сити».
Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/business/18/01/2019/5c406a819a7947da2e86706f?from=main
Подробнее 18.01.2019
Christian Dior запустит новый формат магазинов в России
Владелец Christian Dior, холдинг LVMH, запустит в России парфюмерно-косметические монобрендовые магазины знаменитой марки. Ставка на монобренд — возможность предлагать больше дополнительных товаров и опций.
«Действительно, Christian Dior планирует развивать сеть косметических магазинов, — знает директор департамента торговой недвижимости ILM Егор Левченко. — Компания решила сосредоточиться на развитии косметического ретейла, поскольку косметика даже высокого ценового сегмента сейчас в России может быть более востребована, чем люксовая одежда», — поясняет он.
Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/business/24/12/2018/5c1d035f9a79477685ec8281
Подробнее 25.12.2018