Застройщики поделили реновацию
Застройщики поделили реновацию
02.03.2021

Власти Москвы за последние четыре месяца распределили крупные контракты на общую сумму 154 млрд руб. на строительство 1,9 млн кв. м жилья в рамках программы реновации. Большую часть этих подрядов поделили между собой ФСК Владимира Воронина, МИЦ Андрея Рябинского, ПИК Сергея Гордеева, «Крост» Алексея Добашина и «Регионжилстрой». Девелоперы могут заработать на контрактах более 15 млрд руб.

Самый крупный подряд на 57 млрд руб. достался МСУ-1, подконтрольной ГК ФСК Владимира Воронина. Подрядчик построит 780 тыс. кв. м в Бескудниково на севере Москвы.

Контракт на строительство за 12 млрд руб. 101 тыс. кв. м жилья в Гольяново достался ООО ГП-МФС, подконтрольному группе ПИК Сергея Гордеева. Аффилированное с ГК МИЦ Андрея Рябинского ООО «Сити-Эпсилон» получит 26 млрд руб. на строительство 284 тыс. кв. м в поселке Шишкин Лес в Новой Москве. В Митино на западе Москвы появится 191 тыс. кв. м в рамках программы реновации, их строит структура «Кроста» Алексея Добашина за 17,9 млрд руб. Почти 166 тыс. кв. м для переселенцев из хрущевок в Солнцево за 12 млрд руб. построит «Регионжилстрой», учрежденный, по данным Kartoteka.ru, Юлией и Олегом Косован, тезками детей экс-главы департамента строительства Москвы Александра Косована.

Реновация жилья в Москве запущена в 2017 году. Затраты столичных властей на расселение москвичей за 20 лет составят 3–3,5 трлн руб. Всего реновация коснется жителей 5171 дома общей площадью 16 млн кв. м. Под этот проект мэрией создан Московский фонд реновации, выступающий оператором госзаказа по программе. С января 2018-го по январь 2021 года фонд разместил заказы совокупно на 685 млрд руб., следует из данных «СПАРК-Интерфакс». Эту структуру возглавляет Анатолий Константинов, бывший гендиректор ДСК-1, который сейчас принадлежит ГК ФСК.

Все компании, получившие от мэрии крупные подряды, так или иначе давно работают по господрядам.

ПИК и «Крост» строили жилье для переселенцев из хрущевок еще со времен экс-мэра Юрия Лужкова. Кроме того, «Крост» был одним из субподрядчиков мэрии по строительству инфекционной больницы в Коммунарке в 2020 году в разгар локдауна. МИЦ до сих пор не исполнял крупные подряды по заказу мэрии, зато девелопер реализует госконтракт на 2,35 млрд руб. по строительству квартир в Москве для сотрудников Росгвардии. В ГК ФСК, ПИК, МИЦ отказались от комментариев, в фонде и «Кросте» на запросы не ответили. С «Регионжилстроем» связаться не удалось.

Конкурсы были проведены с единственным участником. Согласно законодательству, они признаются несостоявшимися, но комиссия может принять решение о заключении договора, поясняет руководитель судебной практики Mikhailov & Partners Private Services Group Павел Желновод. Как правило, условия крупных конкурсов достаточно жесткие, к участникам выдвигаются серьезные требования, которым смогут соответствовать только системные игроки, добавляет эксперт.

Другой эксперт отмечает, что крупные лоты выгодны властям, так как в итоге обходятся дешевле, чем несколько небольших. К тому же работать с крупным подрядчиком менее рискованно, полагает он.

Управляющий партнер ILM Андрей Лукашев говорит, что доходность по госконтрактам составляет около 10%, в то время как в коммерческом строительстве — около 25–30%. Многие девелоперы, добавляет эксперт, привлекают для строительства домов по программе реновации субподрядчиков, зарабатывая на разнице между суммой подряда и оплатой контрагенту.


Источник: Коммерсант
Категории
Еще новости
Объекты дилерского бизнеса не представляют большого интереса для инвесторов
Экспертное мнение
Объекты дилерского бизнеса не представляют большого интереса для инвесторов
«Объекты недвижимости, используемые в качестве автосалонов, несут не только риски, но и дают новые возможности дилерам», - об этом в интервью для АвтоБизнесРевю рассказал управляющий партнер компании ILM Андрей Лукашев. — Как обстоят дела на московском рынке коммерческой недвижимости, используемой автодилерами, сегодня? — В московском регионе за последние годы было выставлено на продажу порядка 50 объектов, которые использовались в качестве дилерских центров. Тенденция освобождения площадей таких объектов стала заметна в конце 2014 года, но приобрела массовый характер в течение последних нескольких лет. Также отмечу, что в этом году не было усиления этой тенденции. — Какую площадь имеют эти объекты? — От 5 до 15 тыс. кв. м. — Что это за объекты, что-либо их отличает от других зданий автосалонов? — Это объекты, которые, как правило, не очень удачно расположены с точки зрения трафика и имеют низкое качество проектирования. Некоторые из них сочетают в себе оба этих фактора. — Поясните, пожалуйста, что означает «некачественно спроектированы». — Объекты коммерческой недвижимости имеют много параметров, от которых зависит их привлекательность на рынке. Если в совокупности эти параметры снижают эффективность бизнеса или сдерживают его развитие, то обладающие ими объекты можно отнести к категории некачественно спроектированных. Коммерческая недвижимость может быть низколиквидной по разным причинам. Например, она может быть построена с шагом колонн 4 на 4 или по проекту, в который не была заложена концепция дилерского предприятия, работающего с максимальной эффективностью. Другими словами, из-за того, что изначально не была выбрана правильная концепция профилирования. Так часто строят загородную недвижимость: возводят дом, потом что-нибудь достраивают, и в итоге получается нечто странное. Кстати, подобных объектов на рынке даже среди действующих автосалонов очень много. Еще один пример: здание, которое изначально было построено не как автосалон. Да, некоторые из таких строений используются предприятиями, продолжающими успешно работать, но это зачастую обеспечено локацией с высоким трафиком. Но вернемся к тем многочисленным объектам, которые выставлены сегодня на продажу. Насколько мне известно, многие дилерские компании, которые их арендовали, столкнулись со значительным снижением доходности своего бизнеса и попытались оптимизировать расходы на аренду. В связи с этим у них возникли разногласия по ставке аренды и коммерческим условиям с собственниками объектов. Не договорившись, они отказались от дальнейшего использования площадей. После этого собственники объектов пытались сдать их по выгодной цене, но так и не смогли привлечь арендатора. Подобные объекты есть, например, на МКАД в Вешках, в Нагатино, недалеко от технопарка «ЗиЛ». Как результат, мы видим, что значительная часть этих собственников не смогла выполнить взятые на себя кредитные обязательства, вследствие чего принадлежащие им активы, находящиеся в залоге, перешли банкам. Подобная история произошла со зданием, которое находится на третьем транспортном кольце, в районе Бережковской набережной. 26 тысяч кв. м его площади было отведено для бизнес-центра и 7 тыс. кв. м — под автосалон. Бизнес-центр удалось заполнить арендаторами по ставкам на уровне 15 тысяч рублей, автоцентр же поработал с перерывами, меняя бренды, и вот уже полгода стоит пустой. Спрос на такую недвижимость минимальный. Потому что, как я уже говорил, падает доходность дилерского бизнеса, меняется рынок, потребление, и эти объекты не находят новых арендаторов из автобизнеса. — Правильно ли понимаю, сегодня даже среди недвижимости с работающим дилерским бизнесом, много объектов, на которые низкий спрос на рынке? — Да, их доля большая. Скажу даже больше, я знаю только две компании, которых интересуют здания бывших автосалонов. То есть если говорить в целом, объекты дилерского бизнеса не представляют большого интереса для инвесторов. К нам приходят собственники этих объектов и спрашивают, что можно сделать, чтобы повысить их привлекательность. — И что Вы им говорите? — Обычно немного. Потому что в большинстве таких случаев может помочь только перепрофилирование, которое позволит использовать объект в других целях. А для этого нужно детально изучать объект и делать анализ локации и спроса. Только после этого, оценив все за и против, мы можем дать рекомендации и приступить к разработке и реализации новой концепции. Один из примеров успешной реализации таких проектов — перепрофилирование здания автосалона под магазин одного крупного сетевого ритейлера. Акционер объекта остался доволен. Бывает, что площадь автоцентра сокращается, а высвобожденные площади перепрофилируются. — В период снижения доходности дилерского бизнеса собственники объектов недвижимости, сдаваемой в аренду под автосалоны, могут сменить арендатора и перепрофилировать недвижимость? — Да. Особенно в нынешних условиях, когда меняется рынок. Его изменения уже помогли некоторым собственникам коммерческой недвижимости отказаться от сотрудничества с дилерами, перепрофилировать объект и увеличить его доходность и капитализацию. Тенденция следующая — мы все ценим время и хотим, чтобы все было в шаговой доступности, или была быстрая доставка. Проводя исследования и опрос наших клиентов, мы выяснили, что значительно вырос спрос на услуги тех компаний, которые могут обеспечить доставку товара в течение нескольких часов или как минимум в день заказа. В связи с этим на рынке растет спрос на склады последней мили и дарксторы. Пандемия ускорила эту тенденцию, потому что она придала новый импульс развитию онлайн-торговли. Несколько лет назад я наблюдал, как в США торговые центры, которые находились в пригородных зонах крупных городов, например, в Чикаго, перепрофилировались в склады последней мили. Эта тенденция затронула Москву. Здесь земля дорогая и в последние два года стали развиваться многоэтажные склады. Есть дилерские центры, которые очень близки по концепции к таким складам. За последний год ставки аренды на склады последней мили выросли более чем на 10%. При этом спрос растет, а предложение остается сильно ограниченным. Ставка аренды дарксторов в сделках, которые мы заключали с крупнейшими российскими компаниями, занимающимися электронной коммерцией, достаточно большая — выше 9 тысяч рублей за 1 кв. м в год. Это позволяет с уверенностью смотреть на будущее развитие таких проектов. — Как еще можно перепрофилировать объекты дилерского бизнеса, учитывая тенденции, которые мы сегодня видим на рынке? — Второе направление — это гибкий офис, коворкинг. Да, некоторые дилерские центры имеют три-четыре этажа. Это усложняет заполнение таких объектов. Но если локация имеет высокий трафик, есть развитая окружающая инфраструктура, и объект качественно перепрофилировать, то перспективы могут быть очень хорошие. — Но стоимость аренды офисов не растет? — Да, сейчас не растет. Но тем не менее это перспективное, активно развивающееся направление. — Судя по всему, в Москве с ее плотностью застройки склады последней мили и дарксторы нужны почти везде. Поэтому они наиболее вероятный способ реконцепции бывшего дилерского центра. Я не ошибаюсь? — Нет, все верно. В Москве население распределено более или менее равномерно. А если люди живут везде, значит и спрос существует везде. Но, разумеется, интенсивность развития такого типа бизнеса в разных районах будет отличаться. Он сильнее растет там, где есть наиболее платежеспособный спрос. Исходя из этого, наиболее перспективные для него локации находятся на западе, юго-западе и северо-западе города. Соответственно, на востоке и юго-востоке он будет наименее привлекательным. Там, где есть большой спрос, есть спрос и на объекты с большой площадью. — Очевидно, что и дилеры, приобретающие недвижимость, должны учитывать эти тенденции. — Абсолютно так. Очень важно видеть перспективы рынка и понимать то, насколько локация, на которой расположен объект, соответствует этим перспективам. Нужно знать соотношение спроса и предложения. Кроме этого, проект должен быть как можно более гибким. Или, говоря другими словами, многофункциональным. Он должен быть спроектирован так, чтобы в случае необходимости его можно было с минимальными потерями перепрофилировать для сдачи в аренду. То есть он не должен иметь узкое целевое назначение. Примерно год назад в автосалоне Mercedes-Benz на Ленинградском проспекте завершилась реконцепция, в которую было вложено около 5–6 миллионов евро. Это довольно крупная сумма, но объект стал гораздо более функциональным. Там есть и бизнес-центр, и общие зоны, и кафе. Таким образом, он стал гораздо более привлекательным для инвесторов. Для того чтобы знать, насколько объект может быть функциональным, требуется его детальное изучение: определение допустимой нагрузки на перекрытия, расчет шага колонн, высоты потолков и многого другого. Важно также понимать, что каждый объект недвижимости по-своему уникальный. Конечно, можно использовать шаблон, но тогда в будущем собственник может потерять значительную часть дохода. Вот представьте, у вас объект площадью 10 тысяч кв. м. Допустим, он мог бы давать 150 миллионов рублей выручки в год, а приносит 100–120 миллионов. Это ощутимая разница. То есть вы теряете до 50 миллионов рублей в год. При этом стоимость актива будет ниже уже минимум на 500 миллионов рублей, потому что мультипликатор составляет порядка 10% от выручки. При более высокой стоимости актива вы можете взять в кредит большую сумму в банке для расширения бизнеса. Но и конечно, все мы понимаем, насколько важна для бизнеса хорошая локация. Сегодня дилерские центры, которые расположены в привлекательных местах с точки зрения трафика и окружающей инфраструктуры, например, на пересечении МКАД и Рублевки, на Ленинском и Ленинградском проспектах, и которые спроектированы качественно, имеют хорошую цену на рынке коммерческой недвижимости. Но такие объекты и выставляются на продажу крайне редко. — Какие риски есть на рынке коммерческой недвижимости сегодня? — Ключевой риск — потеря пассивного дохода. Владелец, инвестор ожидают получать 10–15% годовых от своей коммерческой недвижимости. Но в последнее время этот показатель существенно ниже. Растут налоги на недвижимость, стоимость аренды земли, коммунальные платежи, лютуют различные проверяющие инспекции. Все это приводит к росту расходов, но доходы как минимум не растут. Вместе с тем многие банки действуют очень агрессивно. Они конвертируют активы даже при нарушении сроков оплаты платежей. В 90-е и начало 2000-х прибыли арендодателей бурно росли. Но сегодня возникают новые вызовы, требующие менять модели развития, выстраивать перспективные концепции и проводить перепрофилирование. Многие просто оказываются неготовыми к этому. — Но во сколько в среднем может обойтись реконцепция дилерского центра, как понимаю, сказать сложно? — Очень много различных нюансов. Реконцепция может обойтись всего лишь созданием одного дополнительного перекрытия и организацией отдельного входа в здание. Но может потребовать гораздо более сложных работ. Бывает, что объект лучше снести и создать на его месте что-нибудь новое, возможно, концептуально совершенно иное. Например, мы рассматривали вариант переделать в бизнес-центр здание бывшего автосалона в Мякинино на МКАД. Но возле него нет метро, нет перехода через МКАД, нет заезда с МКАД. В итоге мы сделали вывод, что лучше снести его. На московском рынке аналогичных объектов десятки.
Подробнее
29.12.2020
Британцы не идут на «Север-4»
Экспертное мнение
Британцы не идут на «Север-4»
Британский инвестфонд Raven Russia, традиционно покупавший в России крупные логистические комплексы, может снизить свою активность, в том числе из-за девальвации рубля. Компания уже отказалась от покупки в Подмосковье площадей, строящихся специально для X5 Retail Group. Теперь на эту недвижимость претендует консорциум РФПИ и арабской Mubadala. Professional Logistics Technologies (PLT), созданная Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) и арабской Mubadala, стала основным претендентом на покупку у девелоперской компании «Ориентир» 45 тыс. кв. м в логистическом комплексе «Север-4», строящемся в Солнечногорском районе Подмосковья специально для единственного арендатора — X5 Retail Group. Стоимость объекта управляющий активами складской недвижимости Accent Capital Виктория Кохтачева оценивает в 2–2,2 млрд руб. Информация о появлении нового возможного покупателя на объект подтверждает тот факт, что прежний претендент — британский инвестфонд Raven Russia, созданный для инвестиций в российскую недвижимость,— перестал вести переговоры, говорит источник “Ъ”. По его словам, «Ориентир» рассчитывал быстро реализовать площади британцам. В Raven Russia не комментируют этот факт. Исторически Raven Russia покупает готовые активы «Ориентира» и является участником заметных сделок M&A на рынке логистических объектов, констатирует руководитель департамента складской и индустриальной недвижимости ILM Елена Бушмина. Но сейчас британцам не до покупок, так как инвестфонд отвлек значительную часть средств на другие сделки в Британии, говорит собеседник “Ъ”. Скорее всего, речь идет о выкупе миноритарных долей в компаниях Woodford и Invesco, на что Raven Russia пришлось резервировать большую сумму, предполагает финансовый директор Tactics Group Андрей Новиков. На эти цели инвестфонд мог направить до £26 млн, сообщала в июле 2019 года The Times. Господин Новиков добавляет, что на решение Raven Russia не приобретать новые активы также могло повлиять усиление девальвации рубля, вследствие чего российские активы компании, номинированные в российской валюте, существенно потеряли в стоимости. В отличие от Raven Russia, консорциум РФПИ и Mubadala пытается пополнить портфель проектов логистическими комплексами. Этот сектор в отличие от других сегментов коммерческой недвижимости не пострадал в этот кризис. «Хотя по итогам этого года инвестиционная активность в целом на рынке коммерческой недвижимости снизится на 20–25%, вложения в склады в третьем квартале достигли максимума с конца 2013 года и составили $320 млн»,— отмечает эксперт. По его словам, объем сделок в этом сегменте окажется на уровне 1,3 млн кв. м, что сопоставимо с докризисными показателями. Сейчас складские объекты наиболее привлекательны для инвестирования, соглашается Виктория Кохтачева. На фоне роста e-commerce компании, развивающие доставку, заинтересованы в покупке и аренде новых площадей в качественных логопарках, добавляет эксперт. По данным экспертов рынка недвижимости, за три квартала этого года объем свободных площадей в логопарках в Москве и Подмосковье оказался на минимальном уровне — 3%, в то время как в торгцентрах — 8%, в бизнес-центрах — 11,5%. Источник: Коммерсант
Подробнее
18.12.2020
Здания винодельческого завода в Очакове перестроят под дата-центр
Экспертное мнение
Здания винодельческого завода в Очакове перестроят под дата-центр
Компания DataPro выкупила у группы "Платформа" здания Московского межреспубликанского винодельческого завода (ММВЗ) в Очакове и собирается перестроить часть из них под дата-центр. Заводу принадлежит участок почти на 10 гектаров и несколько объектов недвижимости общей площадью порядка 110 тысяч квадратных метров на Рябиновой улице, отмечается в статье. Под дата-центр, который откроется в 2021 году, будет отведено около 20 тысяч квадратных метров, оставшиеся площади новый собственник продолжит сдавать в аренду. Руководитель складской и индустриальной недвижимости ILM Елена Бушмина оценила стоимость сделки в 2,5 миллиарда рублей. DataPro была создана в 2013 году, ее инвестором был экс-президент "Роснефти" Сергей Богданчиков. Сейчас компания принадлежит членам его семьи. DataPro владеет дата-центрами в Химках и на улице Авиамоторной в Москве. Источник: РИА Недвижимость
Подробнее
18.12.2020
wa tg