- 2019-11-21
- 1 комментария
31 октября 2019г. на площадке SOK Arena Park прошел пресс-завтрак «Какие офисы нужны современному бизнесу?»
Организаторы: Fort Project и ILM при поддержке сети умных пространств SOK.
Состоялась презентация исследования (доступно по ссылке) тенденций в сфере выбора офисных площадей и обустройства рабочих пространств. В ходе исследования были проанализированы более 150 московских офисов российских и международных компаний, относящихся к сегментам IT, коммуникации, банки и финансы, торговля, консалтинг, производство, промышленность, медиа, фармацевтика. Рассматривались офисы, переезд в которые состоялся в период январь 2018-август 2019 гг.
Оценивались следующие параметры — организация офисного пространства и функциональное зонирование, акустические и световые решения, типы организации пространств для командной работы, зон офисного питания, отдыха, спортивных и прочих специальных функций. Если раньше компании использовали кабинетные офисы, то сейчас становятся все более популярными открытые пространства. Возникла потребность в формировании акустики помещений. Самыми востребованными элементами при строительстве офисного пространства стали акустические панели и панно, а также в офисном пространстве устанавливают акустические кабины и мягкую мебель.
Что касается переговорных, то классический формат используется в 46%, 15% — это переговорные-трансформеры. Около 12% приходится на зоны для совместной креативной работы, 17 % — для индивидуальной работы, 10% — переговорные с дополнительными функциями, такими как шоу-рум. Растет популярность такого формата как незакрепленные рабочие места. «Мы видим, исходя из данных исследования, что гибкие офисы востребованы в основном у сектора IT компаний. Из 150 опрошенных компаний - 17% внедрили у себя незакреплённые рабочие места. Это не просто модное течение, это некий факт» рассказал Андрей Хазов,управляющий директор строительной компании Fort Project.
Андрей Лукашев, управляющий партнер консалтинговой компании ILM, представил аналитические данные, подготовленные экспертами компании, и рассказал, какие тренды сформировались на рынке коммерческой недвижимости. «Мы видим, что крупные компании, которые усиливают фокус на цифровизацию бизнеса, заинтересованы в том, чтобы повышать маржинальность своего бизнеса, консолидировать подразделения, предоставлять гибкие решения для своих команд не всегда в текущем офисе, а как раз на базе гибких офисов» — отметил он. На сегодняшний день компании из пяти секторов формируют ¾ основного объема спроса на рынке офисной недвижимости. В первую очередь это компании из сектора IT и телеком, финансовые организации, сырьевые компании и гос. корпорации.
«Мы прогнозируем, что этот пул компаний в 2020 году также будет формировать основной спрос на аренду офисных площадей» — размышляет Андрей Лукашев. Многие компании выразили интерес к новому формату офисного пространства — коворкинги и это не случайно, появился удачный продукт офисного решения, который снимает боль многих арендаторов.
По мнению Михаила Бродникова, управляющего директора SOK основные запросы от компаний, которые выбирают коворкинги, это чистота, настроенная орг. техника, скоростной интернет и благоустроенная зона кухни для сотрудников. «Мы предоставляем все сервисы, которые востребованы у компаний. Они получают готовые решения и не тратят время и средства для того чтобы сделать ремонт и перепланировку. Это позволяет компаниям быстро предоставить сотрудникам комфортные рабочие места. Поскольку сейчас идет «битва за таланты», возрастает конкуренция, руководству компаний важно быстро и качественно решить проблему и разместить, например 100 и более человек в комфортных условиях» — рассказал Михаил Бродников.
По данным компании ILM, увеличилась доля сетевых операторов коворкингов с 40 до 70 % за период 2018 -2019 гг.
В ближайшие годы ожидается рост количества пространств за счет открытия новых площадок текущими сетевыми операторами и за счет появления новых игроков. Уровень вакантных площадей продолжает снижение на протяжении последних четырех лет. И если в 2015 г. наблюдался избыток вакантных площадей — более 16%, то сейчас вакансия на московском рынке составляет всего 8,1%, что ниже, чем равновесные значения для рынка. Относительно небольшой объем заявленных к запуску площадей в следующем году не скомпенсирует высокие объемы поглощения офисов — ожидается дальнейшее снижение доли вакантных офисов. Ожидается сохранение доли вакантных площадей к концу 2020 года на уровне 8 % в классе А и 6% в классе B.