- 2021-11-18
- 1 комментария
Объем спроса на сервисные офисные пространства на Московском рынке офисной недвижимости к концу 3 квартала 2021 года превысил 50 тыс. кв.м. Это почти на 10% больше рекорда 2019 года. До конца года спрос на такие пространства может достичь 70 тыс. кв.м, или 6% от суммарного спроса на качественные офисы в Москве.
Средний объем сделки в сервисных пространствах, в основном за счёт крупных арендаторов, достиг 1 275 кв.м, на 35% больше, чем в 2019 году. Суммарная площадь гибких пространств достигла 1,4% офисного рынка Москвы. В перспективе ближайших трех лет ожидается рост до 5% от общего объема предложения офисов.
С чем связан рост сегмента сервисных офисов на рынке офисной недвижимости Москвы и какие возможности они открывают для корпораций обсудили с Павлом Федоровым, управляющим директором сети сервисных офисов Space 1.
Павел, с чем на Ваш взгляд, связан рост сегмента сервисных офисов в общем объеме сделок в 2021г.?
В первую очередь это удобство формата, который полностью отвечает запросам времени. При текущей динамике изменений на рынках компаниям становится сложнее прогнозировать свои потребности в офисных площадях на длительный срок, а задачи разместить новые команды возникают очень быстро. Выбор сервисного формата позволяет компании переехать в новый офис в максимально сжатые сроки и без капитальных затрат на ремонт пространства. Сотрудники арендатора могут не заниматься непрофильными для себя работами – ремонтом, закупкой мебели и оборудования, дальнейшим обслуживанием офиса. Помимо этого, наша модель сервисного офиса позволяет гибко подходить к планировке пространства и менять его конфигурацию при изменении бизнес-процессов компании, это является дополнительным преимуществом для динамично развивающихся компаний.
Как пандемия Covid-19 повлияла на рынок сервисных офисов ?
Пандемия во многом способствовала росту спроса на сервисные офисы, и мы прогнозируем, что в перспективе 3-5 лет объём спроса сохранится не ниже текущих уровней. Это позволит сегменту вырасти до 4-5% от общего объема офисного предложения, и Москва по этому показателю догонит развитые рынки европейских столиц.
Каков потенциал роста этого сегмента в ближайшие 3-5 лет?
Рынок еще далек от насыщения, но рост сегмента сдерживают ограниченные возможности для развития. Большинство операторов арендуют помещения для размещения своих проектов, а объем свободных качественных площадей и темпы спекулятивного ввода новых площадей по-прежнему находятся на низком уровне. Например, в наших проектах на текущий момент сданы 100% свободных площадей, поэтому мы активно развиваем направление BTS в сегменте сервисных офисов.
Почему компании отдают предпочтение сервисным офисам?
▪ Отсутствие капитальных затрат для организации нового офиса.
▪ Быстрый переезд в новое пространство.
▪ Гибкие возможности для масштабирования офиса.
▪ Безопасность: изолированная и защищенная IT-инфраструктура, в том числе возможность организовать собственную серверную, физическая безопасность офиса.
▪ Качество офиса, в том числе инфраструктура для работы с удаленными командами, а также трендовый дизайн и продуманная организация пространства.
▪ Автоматизация и IT-сервисы для работы в офисе (проход в офис по мобильному приложению, он-лайн система бронирования рабочих мест) и общения с оператором сервисного офиса.